Произошедший 24 марта скандал между «Медузой» и опубликовавшей на «Кольте.ру» статью о сексизме журналисткой Беллой Рапопорт не утихает до сих пор. Всё утро 25 марта пользователи социальных сетей, казалось, обсуждали только одно: можно ли называть девушек «тёлочками», обидно ли это и должны ли SMM-щики «Медузы» извиниться за оскорбление — и в итоге те извинились.
TJ проверил, что публиковалось в Твиттере с упоминанием «тёлок» и «тёлочек» через внутренний сервис компании Curator. В течение двух часов там появилось больше 700 твитов на русском языке, причём эти слова в равной степени употребляли как мужчины, так и женщины.
Когда речь идёт о сексизме, важнее всего то, что думают сами девушки. Им и слово: своё мнение высказали участница Pussy Riot Надежда Толоконникова, главный редактор W-O-S Катя Герасичева и студентка Лолита Груздева (по просьбе TJ).
Надежда Толоконникова,
Pussy Riot
Можете назвать меня телочкой круглыми сутками. Мое дело - показать вам, какой может быть телочка. Изменить значение самого слова. Запрет - плохой спутник, если хочешь объяснить и наладить понимание.
Сократ не стал бы спорить о словах, не стал бы запрещать: он сталкивал в голове собеседника понятия, изменял значения слов и тем побеждал: «вводил новые божества и развращал умы молодежи» (за что и был казнен).
Йозеф Бойс говорил о том, что демократия - это весело. Когда полицейские волокли его из университета, где он читал лекцию, он говорил, что демократия - это весело. Я хочу, чтобы телочка - тоже было весело.
Если мы с Беллой Рапопорт запретим мужикам называть женщин телочками, все равно останутся мильены телочек, желающих быть телочками, желающими слабости и подчинения. Потому что ничего в головах от запрета не изменится.
Если мы хотим менять - надо не запрещать, а создавать другие ролевые модели. Сериал секс, простите, в большом городе делает для того, чтобы поменять ролевую модель женщины с подчиненной на активную больше, чем тысяча запретов. Мадонна это делала. Тетчер. Галина Тимченко.
Изменение культурных стереотипов - дело долгое, кропотливое и многих рук дело. Много лет нам еще, бабоньки, снимать кино, делать политические карьеры, писать книги и музыку, летать в космос, быть главредами, клеить мужиков. Чтобы стереотипы менялись.
А «телочка» мне нравится, кстати, намного больше, чем «девочка». Так что в следующий раз, когда захотите написать «девочки из Pussy Riot», пишите лучше «телочки из Pussy Riot».
P.S. И не надо смешивать то, что смешивать не стоит. Если кто-то хочет серьезно говорить о проблеме домашнего насилия в России - я готова. Но, черт, на серьезных щщах рассуждать о том, стоит ли СММщикам Медузы запретить произносить слово «телочка», я не готова буду никогда.
Лолита Груздева,
студентка
Нас в комнате было трое: я, мой друг и ещё одна телка.
— Катя, — спросила я, — как ты думаешь, тёлка — это обидно?
— Ну… Я это слово использую! Но только не применительно к себе. Я не тёлка.
— А кто тогда телка?
— Глупая, легкодоступная женщина! — бодро заявила Катя, продолжая развешивать на сушилке свежевыстиранное бельё. Друг не выдержал.
— Это бред. Когда мы так говорим, мы не подразумеваем ничего подобного. Глупость и легкодоступность под этим словом подразумеваете только вы сами.
Мне тоже всегда казалось, что слово «тёлка» не несёт в себе каких-то специфических характеристик. Для меня это аналог слова «мужик», «чувак» или «приятель». Мне кажется, современные женщины давно хотели попасть в этот фамильярный круг. Это как признание, что женщины теперь, в общем-то, и не женщины: они теперь равные, они «свои» и называть их можно по-свойски.
В фильме Федерико Феллини «Джульетта и духи» есть совершенно гениальная фраза: «Все хотят быть женщинами, но не все владеют этим ремеслом». Я не помню, когда началась эта борьба за права женщин и я, если честно, слабо понимаю, что вообще значит это загадочное словосочетание «права женщин». Я не верю, что если ты блестящий сотрудник, твой оклад будет зависеть от гендерных признаков. Но я верю, что искусство быть женщиной подразумевает в себе гораздо больше, чем умение зарабатывать деньги и вести бизнес и я верю, что это талант, который доступен не каждой.
Женщинами нас быть больше никто не учит и не учил, поэтому мы и не умеем быть женщинами, мы проиграли своё право ими быть в борьбе за равенство. В Бхагават-Гите говорится, что разрушение общества начинается с того, что женщина получает свободу действий. «По словам Чанакьи Пандита, женщины в большинстве своем не слишком разумны и потому им нельзя доверять», — Бхагават-Гита, как она есть, стих 40. Если в это верить, то нашей цивилизации скоро конец, и может оно и к лучшему. По крайней мере, умирать мы будем явно хохоча, потому что женщины стали гораздо лучше шутить. Я это вижу, простите, по Твиттеру: ещё пару лет назад там почти не было остроумных девушек, но сейчас они есть, и это очень радует глаз. Для меня женская свобода выражается в умении шутить. Вся остальная пещерная независимость попахивает дурноприготовленным борщём.
Мы все стали тёлками в своей великой борьбе за становление женщинами, но так и не поняли, что такое быть тёлкой. Что такого неприличного подразумевает это слово и где мы должны чувствовать себя осквернёнными? Изо дня в день женщины оскверняют сами себя, и чтобы это увидеть, можно даже не заходить в ночные клубы, а просто открыть Инстаграм.
Как говорил Кнут Гамсун (да, известный шовинист, но вы извините), женщина — существо с детской ответственностью и наивностью, но уже давно без детской чистоты. Теперь мы не чистые и даже не наивные, у нас очень херово получилось быть женщиной, но мы также отказываемся быть тёлками. Так кем же мы хотим быть и кто нас этому научит?
Катя Герасичева,
главный редактор W-O-S.ru
Как я, как главный редактор такого сайта, как ВОС, могу относиться к слову «тёлочка»? По-моему, ответ очевиден. Меня телочкой называют редко, а я вот это слово использую. Мне нравятся красивые телочки. Но речь ведь не об этом, верно?
Уместно ли было делать такую подводку «ВКонтакте»? Да потому что это «ВКонтакт», и там по-другому не понимают. Уверена, что если бы это был материал про бытовое насилие, подводка была бы другой.
Уместен ли был твит после публикации на «Кольте»? Это был чистый троллинг, и все это поняли, но посчитали нужным оскорбиться. Почему те же люди, которые считают панков на амвоне и Христа на п*&де нормальным, считают слово «тёлка» оскорбительным, я не понимаю. Вернее понимаю — это лицемерие и ханжество.
Нужно ли «Медузе» извиняться? Нет. Я очень ценю умение извиняться и признавать свои ошибки и сама это делаю, но на комсомольском собрании не стала бы извиняться никогда.